29 мая 2020

Производство бюджетных автомобилей Datsun на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти завершат в декабре 2020 года. Бренд Nissan сфокусируется на внедорожниках и обновит модельный ряд. Этого решения в Альянсе ожидали уже давно Руководители Nissan объявили о трансформации своей работы в ближайшие четыре года. В рамках новой стратегии бренд решил полностью отказаться от продажи в России бюджетных автомобилей Datsun. Об этом топ-менеджеры Nissan объявили во время глобальной пресс-конференции 28 мая, а позже планы подтвердили в российском представительстве японского бренда. «Мы сфокусируемся на тех сегментах, где компания проявила себя наиболее эффективно, а именно в сегменте кроссоверов и внедорожников, — объяснили в Nissan. — Производство планируется увеличить до 6 млн автомобилей в год. При этом мы сосредоточился именно на основных и самых важных для компании моделях. К 2023 году мы полностью прекратим выпуск устаревших моделей и грузовиков. Мы отказываемся от бренда Datsun в России, а также снижаем количество моделей в нашем портфолио с 69 минимум до 55». Как уточнили в российском офисе компании, производство автомобилей под брендом Datsun на заводе «АвтоВАЗ» в Тольятти прекратится в декабре 2020 года. «Это позволит консолидировать ресурсы, укрепить позиции Nissan в России сегодня, а также обеспечит прочный фундамент для дальнейшего роста и развития в будущем», — уточнили в Nissan. Компания пообещала продолжить предоставлять услуги послепродажного обслуживания и продажу запчастей для более чем 130 тысяч владельцев Datsun через сеть авторизованных дилерских центров Nissan. Политика предоставления гарантии останется без изменений. В Nissan также уточнили, что решение о завершении производства Datsun не затронет другие рынки, на которых представлен бренд, а также никак не повлияет на работу Infiniti в России. В России, напомним, Datsun представлен всего двумя моделями: седаном on-DO, и хэтчбеком mi-DO, которые построены на базе Lada Kalina. В линейку двигателей входят 1,6-литровые моторы производства АвтоВАЗа мощностью 87 и 106 лошадиных сил. Агрегаты работают с пятиступенчатой механической коробкой передач либо с четырехдиапазонной автоматической трансмиссией японской фирмы Jatco. Цены на машины стартуют с отметки 516 000 рублей (без учета скидок и акций). Также автомобили Datsun на данный момент продают в Беларуси, Казахстане, Индии, Непале и Малайзии. Производство автомобилей стартовало на «АвтоВАЗе» летом 2014 года — корреспондент Autonews.ru присутствовал на запуске нового для России бренда. Тогда тольяттинским автогигантом еще руководил швед Бу Андерссон. На тот момент производственные мощности «АвтоВАЗа» достигали 1 млн ед. в год, а выпускало предприятие порядка 600-650 тыс. автомобилей в год. Таким образом приход Datsun должен был помочь загрузить свободные ресурсы компании. Ожидалось, что автомобили с японским шильдиком должны станут альтернативой для тех, водителей, которым нужны бюджетные автомобили, но при этом им не интересна продукция «АвтоВАЗа». Самые дешевые модели Datsun on-DO стоили в то время от 329 тыс. рублей. Lada Kalina стоила на тот момент немного дешевле. Занимавший в то время позицию главы бренда Datsun Винсент Кобе заверял, что автомобили хоть и построены на базе моделей Granta и Kalina, существенно от них отличаются. При этом он признавал, что дилерская сеть «АвтоВАЗа» гораздо мощнее: продавались автомобили Datsun исключительно через дилерскую сеть Nissan. Андерссон же говорил о том, что наработки Datsun сможет использовать при борьбе с рядом системных проблем у моделей «АвтоВАЗа». С тех пор, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Datsun составляли около 20 тыс. единиц ежегодно. Так, в 2014 году марка продала 11 414 тыс. ед., в 2015 — 32 008, в 2016 — 18 772 ед., в 2017 — 24 510, в 2018-м — 20 559 ед., а в 2019 году марка продала 22 426 ед. На текущий момент 2020 года в России купили 5 048 автомобиля этой марки. При этом, по данным источников Autonews.ru в Альянсe Renault Nissan «АвтоВАЗ», Альянс надеялся избавиться от Datsun в России уже давно. Поэтому такое решение не стало ни для кого неожиданностью, а скорее позитивным известием. Такой ход поддержали и дилеры марки. К примеру, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин назвал уход Datsun с российского рынка «признаком сильного менеджмента компании». «Производитель представлен в России тремя брендами Infiniti (премиум), Nissan (средний класс) и Datsun (бюджетный массовый сегмент). Высокая конкуренция с локальным автопроизводителем в массовом сегменте требует больших инвестиций. Изначально проект был высокорискованным и продажи Datsun в России не оправдали ожиданий. На дилерах уход Datsun отразиться нейтрально, экономика бренда практически нулевая и продажами Datsun в основном занимались только дилеры Nissan», — сказал Петрунин в беседе с Autonews.ru. В свою очередь глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отметил, что в целом Nissan, как и другие бренды, сейчас переживает сложные времена. Однако в свете скандала с бывшим топ-менеджерам Альянса Карлосом Гоном и трансформацией, который бренд начал еще до пандемии, Nissan все-таки будет справляться с ситуацией сложнее. «Рынка на всех не хватит, мировые продажи автомобилей рухнут на 20-25%, в России — на 25%-30%, поэтому выживать будут сильнейшие, а слабые — уходить, — сказал Целиков.- В России Datsun не прижился. Видимо, в 2014 году бренд решили вернуть, чтобы часть продаж Lada перешло к Nissan. Но ведь это была та же Granta, только с небольшими доработками и другим шильдиком». Финансовый эксперт международной финансовой компании «Альпари» Александр Лосев считает, что решение Nissan обусловлено текущей рыночной конъюнктурой, а также повышением качества автомобилей Lada. «Ослабленный бренд не смог выдержать локальную конкуренцию наряду с мировым замедлением экономики. Конкурентами Datsun в текущих реалиях стали даже поддержанные старые иномарки. Также сильным конкурном стали новые версии автомобилей Lada», - считает Лосев. По данным источников Autonews.ru, некоторыми дилерскими центрами Datsun уже заинтересовались в китайском Haval — речь идет о тех, которые работали отдельно от бренда Nissan. Что касается непосредственно бренда Nissan, то компания пообещала в ближайшие четыре года обновить свое портфолио в России, а также привезти новые модели, включая электрокар. Все новые модели пообещали оснащать новым поколением системы помощи водителю ProPILOT. Локализованные модели будут по-прежнему производить на заводе Nissan в Санкт-Петербурге.