28 мая 2020

Вторичный рынок оказался устойчивее, чем первичный, и прямо сейчас возвращается к прежним объемам. При этом цены на разные модели меняются неравномерно Сервис объявлений «Авито» по запросу Autonews.ru проанализировал рост цен на вторичном авторынке в период карантина. Выяснилось, что цены на популярные модели менялись очень неравномерно, а в некоторых регионах бывшие в употреблении машины даже подешевели. Для расчетов специалисты «Авито Авто» проанализировали динамику цен на пять ходовых моделей 2017 года выпуска (то есть возрастом три года) в разных регионах в сравнении с началом года. Так, по данным «Авито Авто», средняя по стране цена на трехлетнюю Lada Granta в апреле составила 346 600 руб., и примерно столько же этот автомобиль стоил в январе. При этом в Уфе стоимость модели выросла на 14% — с 292 900 руб. в январе до 333 700 руб. в апреле. В Тюмени, наоборот, было отмечено 20-процентное снижение цены с январских 332 200 руб. до 264 700 руб. в апреле. Трехлетний Hyundai Solaris подорожал, но незначительно. Повышение цены составило в среднем не более 1% — с 655 700 руб. до 661 100 рублей. Самая большая прибавка на 29% отмечена в Красноярске, где машина подорожала с 476 000 руб. до 616 000 руб., а наибольшее падение цены — в Самаре (-11%): 711 700 руб. в январе против 634 200 руб. в апреле. Цены на Skoda Octavia в среднем по России с начала года оставались стабильными — за машину 2017 года сейчас просят 928 400 рублей. При этом в Тюмени средняя стоимость автомобиля увеличилась сразу на 28% — с 870 000 руб. до 1 115 000 руб., а в Тольятти Octavia внезапно подешевела аж на 43% и вместо 1 315 000 руб. стоит теперь 750 000 рублей. Седан Toyota Camry остался в своей ценовой категории и стоит сейчас в среднем 1 414 600 руб. против январских 1 403 800 рублей. Колебания цен на эту модель по регионам оказались менее заметными, чем в случае других автомобилей. Больше всего Camry подорожала в Ульяновске, но только на 14% — с 1 447 500 руб. до 1 650 000 рублей. Самое сильное снижение цены отмечено в Саратове: 1 431 300 руб. против 1 165 000 руб., то есть на 19% меньше. Цены на премиальный бизнес-седан BMW 5-Series 2017 года выпуска не сильно отличаются в регионах, а основной рынок этих машин находится в столицах. В среднем в апреле стоимость машины выросла на 2% по сравнению с январем и составила 2 292 700 руб. против 2 257 200 руб. в начале года. С начала года рынок пережил несколько скачков цен, но сейчас они почти вернулись к значениям, которые были до карантина. В итоге цены на автомобили с пробегом в массовом сегменте практически не изменились, а в премиальном — незначительно увеличились, утверждает директор по маркетингу компании «Рольф» Юлия Овчинникова. «Были кратковременные скачки цен вверх, когда курс доллара начал расти, и многие хотели спасти сбережения от обесценивания. Были скачки вниз, когда в середине апреля часть автовладельцев решила продать автомобиль, чтобы получить наличные на руки», — говорит эксперт. В обозримом будущем, считает Юлия Овчинникова, цены на вторичном автомобильном рынке сохраняют потенциал к росту. Объемы продаж по месяцам распределялись очень неровно. Так, специалисты «Рольф» отмечали рост активности вторичного рынка во второй половине марта, когда из-за падения нефтяных цен снизился курс рубля и люди поспешили вложить свои деньги. Но в конце марта шоурумы были закрыты, и дилерский сегмент вторичного рынка фактически прекратил деятельность. Аналогично замер и рынок частных продаж, поскольку люди перестали выходить из дома и приостановили продажи из-за неопределенности, добавляет исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Снижение объемов продаж на вторичке также является следствием замедления первичного рынка, добавляет эксперт: «Народ сильно затаился в ожидании кризиса, и многие отказались от продажи. Точно так же многие отложили смену автомобиля на новый, поэтому меньше предложения пришло и в трейд-ин. Это значит, что в перспективе цены будут расти». По данным аналитического агентства «Автостат», в апреле объем рынка легковых автомобилей с пробегом составил 251,8 тыс. единиц — почти в семь раз больше рынка новых машин. При этом падение вторичного рынка в апреле составило 47,8% против 73-процентного снижения рынка новых. Все бренды-лидеры вторичного рынка продемонстрировали отрицательную динамику со снижением на 45–50%, но меньше других потеряла Toyota (-38,4%), а больше других — американский Ford (-52%). Однако по итогам первых четырех месяцев года объем вторичного рынка легковых автомобилей упал всего на 10% — до уровня 1,46 млн единиц. Глава компании Fresh Auto Денис Мигаль утверждает, что сложная рыночная ситуация заставила профессиональных продавцов работать активнее: «У тех, кто ничего не делал, продажи упали процентов на 95. Те, кто что-то сделали, в некоторых регионах сократились чуть меньше чем в два раза». Для того чтобы сохранить присутствие на вторичном рынке, дилеры начали создавать механизмы онлайн-торговли подержанными автомобилями, поясняет Юлия Овчинникова: «Поскольку шоурумы автодилеров закрыты, мы начали развивать онлайн-продажи автомобилей — новых и с пробегом. На российском рынке практически не было таких механизмов, сейчас они появились, у клиентов формируется потребительский опыт, и онлайн-продажи автомобилей с пробегом растут». Не все смогли реализовать онлайн-процессы в полной мере, добавляет Сергей Удалов. «Онлайн-витрины сделали практически все. По выбору моделей и опций, по трейд-ин онлайн у всех по-разному происходило — кто-то смог сделать, кто-то нет. При этом за месяц многие дилеры отработали все процессы», — говорит эксперт. Мнение о том, что подержанный автомобиль обязательно надо посмотреть и пощупать, Удалов считает устаревшим. «Сейчас есть онлайн-инструменты для оценки чистоты, истории и стоимости автомобиля. Есть услуги выездной диагностики, поэтому продержанные автомобили тоже можно продавать онлайн». Хорошая онлайн-презентация способна быстро продать даже бывший в употреблении автомобиль, утверждает Денис Мигаль. «Если человек понимает, что ты ничего не знаешь про товар, он не купит ничего. Если он видит, как ты все сфотографировал, как описал и в каком виде прислал, он понимает, что он сам лучше не сделает. Потом ты добавляешь туда гарантию, и клиент понимает, что он ничем не рискует», - объясняет Мигаль. Перспективы вторичного рынка по итогам года Сергей Удалов оценивает вдвое лучше, чем первичного: «По новым прогнозам, падение будет на 30–50%, и тут все зависит от того, как мы будем выходить из изоляции. Но рынок подержанных упадет на 15–30%, то есть меньше, чем рынок новых». Руководитель «Авито Авто» Кирилл Вотяков добавляет, что рост числа пользователей платформы уже говорит о том, что из-за снижения доходов люди переориентируются на вторичный рынок. Рынок оживает прямо на глазах, уверяет Денис Мигаль. «В первую неделю изоляции мы продали рекордно низкое число автомобилей. Был день, когда удалось реализовать только 8 штук. Сегодня в хорошие дни мы достигаем 80% докарантинных показателей, а в течение ближайшего месяца планируем достигнуть 90% мартовских продаж», — говорит эксперт. По данным экспертов «Авито Авто», в мае интерес к объявлениям о продаже автомобилей вырос на 42% по сравнению с началом апреля. «Мы видим, как рынок возвращается к докризисному уровню. После полного снятия режима самоизоляции вероятен еще более резкий рост числа сделок. Люди, отложившие покупку автомобиля из-за карантина, вернутся к своим планам, и отложенный спрос превратится в реальный», — заключает руководитель «Авито Авто» Кирилл Вотяков.